У медиков есть заповедь: «Врач, излечи себя сам!». Впрочем, начинать с самопознания мудрецы рекомендовали всем без исключения. Так может быть, и в деле воспитания толерантности у детей, нам, педагогам, нелишне, в первую очередь, вспомнить о себе и, наконец, разобраться: а у нас-то самих как обстоят дела с этой самой толерантностью?
Поможет вам в этом, уважаемые коллеги, экспресс-опросник «Индекс толерантности», разработанный группой психологов научно-практического центра психологической помощи «Гратис».
Оцените, пожалуйста, насколько вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и обведите кружком одну из цифр напротив каждого утверждения в соответствии со шкалой:
1 — абсолютно не согласен,
2 — не согласен,
3 — скорее не согласен,
4 — скорее согласен,
5 — согласен,
6 — полностью согласен.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
Обработка результатов
Для количественного анализа подсчитывается общий результат.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
ТЕСТ
ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ ВЫ?
Прочтите все 22 утверждения и оцените, пожалуйста, насколько вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и обведите кружком одну из цифр напротив каждого утверждения в соответствии со шкалой:
1 — абсолютно не согласен,
2 — не согласен,
3 — скорее не согласен,
4 — скорее согласен,
5 — согласен,
6 — полностью согласен.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№/п |
Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
1. |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение |
||||||
2. |
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности |
||||||
3. |
Если друг предал, надо отомстить ему |
||||||
4. |
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение |
||||||
5. |
В споре может быть правильной только одна точка зрения |
||||||
6. |
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах |
||||||
7. |
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные |
||||||
8. |
С неопрятными людьми неприятно общаться |
||||||
9. |
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения |
||||||
10. |
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества |
||||||
11. |
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности |
||||||
12. |
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше |
||||||
13. |
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же |
||||||
14. |
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей |
||||||
15. |
Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" |
||||||
16. |
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители |
||||||
17. |
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение |
||||||
18. |
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться |
||||||
19. |
Беспорядок меня очень раздражает |
||||||
20. |
Любые религиозные течения имеют право на существование |
||||||
21. |
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом |
||||||
22. |
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
|